Интересная статья по РЛ
"Каким должен быть хороший РЛ"
Много статей писано о том, каким должен быть РЛ, включая тему от Avl.
И все же я снова хочу поднять этот вопрос. Но несколько в ином свете.
Я не буду сильно вдаваться в теорию управления, однако кое-какие тезисы оттуда все же возьму.
Итак, существует несколько систем, по которым делят стили управления. Поскольку нас интересуют отношения РЛ-мембер, то и за основу будет браться именно такая система.
Нацеленность коллектива на "результат" и "человека" - крайние полюса, между которыми располагается вся система управления.
Обычно в этом случае стиль управления делят на:
•авторитарный;
•сопричастный;
•автономный.
В разновидности стилей вдаваться не будем.
Признаки авторитарного стиля
•Консул-лут (решение о том, кому в рейде какой лут пойдет, принимает единолично РЛ).
•Тактика на босса не обсуждается, все действуют по схеме, означенной РЛом.
•Любые отступления от заранее заданной РЛом схемы (касается как поведения персонажа во время боя, так и выражение личного мнения) жестко пресекается и карается.
•Ротации в рейд-составе не обсуждаются и зачастую даже не доводятся до ушей мемберов рейда.
Признаки автономного стиля
•Любое решение выносится на общее обсуждение, например, на голосование через систему подтверждения готовности.
•Лут делится по принципу EPGP (в крайнем случае ДКП), ведь важно, чтобы все было по-честному.
•Рассказанную РЛом тактику меняют все, у кого есть хоть какие-то мысли на эту тему.
•Несмотря на то, что итоговые решения принимает РЛ, это лишь формальность, РЛ становится на сторону большинства.
•Состав рейда определяется по роллу среди желающих.
У сопричастного стиля определенных признаков выявить нельзя, поскольку этот стиль сочетает в себе авторитарный и автономный в совершенно разных пропорциях. Основной смысл такого стиля в том, что мемберы рейда участвуют в принятии решений, но итоговое слово все равно остается за РЛом.
Заметка. Обычно мемберы рейда с сопричастным стилем управления сами склоняют РЛа к тому или иному полюсу (результат VS человек), однако есть нюанс. Если РЛ по сути своей авторитарен, то он сам будет подбирать людей в рейд (а следовательно, рейд будет более лоялен к авторитарности). А если автономен, РЛ оставит это на самотек или на других людей (а значит, здесь уже будет иметь значение мнение большинства).
У каждого из стилей есть свои плюсы и минусы...
Даже нет, не так.
Является ли то или иное плюсом или минусом - для каждого человека различно.
Это уже зависит от того, чего больше хочет получить человек от рейда. Что ему важнее - результат или взаимоотношения с рейдом.
Общие сведения
Каждый игрок мотивирован на игру. Точно так же каждый человек мотивирован на жизнь.
Был такой человек: Абрахам Маслоу. Он описал и систематизировал потребности человека в пирамиду. У основания лежали первостепенно важные потребности (физиологические), а ближе к вершине потребности становились всё более духовными (самоактуализация). Без удовлетворения потребностей основания человек может и не выжить. А вот без удовлетворения потребностей вершины - вполне проживет, вопрос лишь в одном: как он это сделает.
Каждый рейдер, равно как и РЛ, такой же человек, как и все остальные. И эта теория вполне применима и к ним.
Опустим первую ступень основания пирамиды, физилогические потребности WoW не удовлетворяет. Скорее, мешает.
Мотивация рейдера
Как вы можете видеть сами по пирамиде потребностей, всё, указанное там, вполне дают нам рейды. Кроме эстетических. Впрочем... неужели вы ни разу в жизни не плевались на внешний вид одежды своего персонажа?
Если рейдеры свои потребности в рейде удовлетворяют, то они будут держаться за такой рейд. Дело РЛа здесь уже за тем, чтобы выяснить, чего же именно хочет каждый рейдер.
Принято считать, что рейдеры находят удовольствие в следующем: прогресс, шмот и общение.
Шмот удовлетворяет нашу страсть к накопительству, а также помогает удовлетворять желание прогресса и потребность в уважении.
Прогресс состоит из процесса достижения цели и результата.
Положительный (как и отрицательный) результат - следствие слаженных (или не очень ) действий команды. Это потребность в принадлежности.
Процесс достижения цели в каком-то роде тоже можно назвать общением. Или же обобщить до слова "взаимодействие". Можно гулять в друзьями по городу, а можно убивать с друзьями босса в рейде. Это всё - потребность в общении. Любое взаимодействие суть есть общение.
Просмотрите остальные части пирамиды, и вы сами сможете придумать примеры того, как рейды удовлетворяют потребности игроков.
Мотивация РЛа
РЛ такой же игрок, как и мы. Он хочет получить от рейда того же, что и мы.
Однако помимо прочего, он (как лидер) становится ответственным за ошибки рейдеров, за вайпы, за тактики, за ссоры в рейде, за шмот, за... Да за всё. =) Он должен собрать людей вместе. Он должен постоянно следить за всем и вся, быть в курсе всего на свете. Как до рейда, так и после него. Если думаете, что это легко, попробуйте. Через пару дней (в лучшем случае - пару недель) оное желание само собой пропадет. Потому что каждый второй считает своим долгом в агрессивной (или не очень) форме выразить свое недовольство любым вашим решением.
Более того, как бы странно это ни выглядело, но при всем этом лидер - это фактически ходячий мотиватор рейда, и эту роль также нужно уметь выполнять.
Но зачем же тогда люди вообще становятся РЛами, если всё так сложно?
Хороший вопрос. Задайте его своему РЛу.
Ответы могут быть самыми разнообразными.
Но разница между обычным рейдером и РЛом отнюдь не в мотивации.
Разница в том, что РЛ знает: "Если это хорошо не сделаю я, то больше некому."
Если ваш РЛ не придерживается этого правила, значит, он скоро покинет свой пост. И это самое "скоро" зависит от того, насколько хорошо ему удается удовлетворять остальные свои потребности - точно такие же, как и у остального рейда.
Я долго размышляла, какой из стилей управления для рейдов лучше всего.
Большинство скажет, что сопричастный. Да и я лично склонялась к этому мнению. Однако на деле всё не совсем так.
Как ни странно, но лучшим выбором для рейдов будет авторитарный стиль. Невкусная горькая конфета для мембера, чье мнение ни во что не ставится. Но важно не это. Важно то, в какую обертку эта горькая конфета завернута.
Сейчас наверняка примерно половина из вас возмутится, что это всё вранье, что так делать нельзя.
Но я поясню свои слова.
Еще раз посмотрим на причины того, зачем люди идут в рейды.
•Им скучно и они хотят занять свое время.
•Они хотят померяться ДПСом (соревнование с другими мемберами рейда).
•Они хотят получить эпики.
•Они хотят убить босса (соревнование с сервером ).
•Они хотят общения (взаимодействие с другими мемберами рейда).
Можно перечислить что-нибудь еще, но в любом случае всё это сведется к одному: они приходят в рейд, чтобы убить босса (одного или нескольких).
Убить босса - это результат. То есть желаемое любой из этих людей получит в том случае, если будет результат - убийство. Даже те, кто пришли за общением, не получают от вайпов удовлетворения такого же, какое они получают от убийства босса.
Ну, а раз наш коллектив весь до единого направлен на результат, то и РЛ должен их на этот результат направлять. А это и будет авторитарный стиль. Но не всё так просто.
Человек - свободолюбив. Он хочет принимать решения, даже если не умеет (или не готов) это делать. Однако как только дело действительно доходит до самостоятельности, человек остается пассивен. И подобная пассивность вполне может повлечь за собой развал рейда. Впрочем, явная авторитарность тоже повлечет за собой этот самый развал рейда.
Если РЛ это понимает, он дает мемберам иллюзию выбора и свободы.
Например, после каждого вайпа можно спокойно указать каждому мемберу, в чем и как тот ошибался в процессе боя с боссом. Это эффективно. Это указывает на факт ошибки и заодно является просьбой эту ошибку более не совершать. Однако все обсуждения нужно сразу же на корню пресекать. Если человек начинает оправдываться, значит, в следующий раз он эту ошибку повторит - вот и вся логика. Если он признает, что ошибся, то будет стремиться это исправить.
Это не так легко, как кажется. Коллектив должен быть сплочен усилиями лидера. Коллектив должен доверять своему РЛу (в идеале - доверять безоговорочно и без лишних вопросов). А вот это уже очень специфичное умение. И обладают им лишь некоторые типы людей. РЛ должен совершать свои поступки без колебаний. РЛ просто обязан быть в каком-то роде изворотливой сволочью. Потому что его действия и поступки должны быть направлены на благо коллектива, а не на чье-то личное благо. Вот так и получается, что РЛ обязан не учитывать личные интересы мемберов. Ирония лидерства.
Знаете, есть хорошая фраза. "При выборе работы обращай внимание прежде всего на то, кем она тебя сделает."
РЛство - это та же самая работа, которая (как ни странно...) приносит удовольствие.
Ничего хорошего в лидерстве нет. Это всегда лишние головные боли за рейд, за состав, за дд/танков/хилов, за тактику, за расстановку, за удовлетворенность интересов каждого... Я могу перечислять еще очень долго.
Как бы я ни храбрилась и ни писала, каким должен быть лидер, любой лидер в первую очередь человек, и это очень сложно изменить. Я не люблю ненавижу ругаться. Но я должна и умею это делать. Могу как извалять человека в грязи парой слов, так и не сделать этого. И к сожалению, иногда приходится применять и такой метод тоже. Потому что как лидер я не имею права думать о своем комфорте, только о комфорте рейда. И если какой-то мембер тянет рейд ко дну, а лучший способ на него повлиять - это унизить перед всеми, придется это сделать, как бы противно лично мне потом от себя же самой не было. ( Не могу на все 100 с этим согласится Дик)
Я люблю людей. И очень люблю каждого мембера своего рейда. Но как лидер я должна быть другой, нежели той, кто на самом деле. Так что не думайте, что это легко. Хотя я знала, на что иду, когда выбирала подобный род деятельности. =)
Посмотрите на признаки авторитарного стиля управления.
•Консул-лут. Да, именно это позволяет раздавать вещи не по принципу "справедливости" (это понятие, как известно, у каждого человека свое), а на благо всего коллектива.
•Тактика - это одна из важнейших вещей. Если РЛ хороший тактик, у его рейда проблем не будет. Если плохой - то ему вообще РЛить нельзя (ну, либо придется отходить от авторитарного стиля и прислушиваться к советам, но ведь куда как лучше самому держать в руках знания и уметь ими пользоваться).
•Отступления от схемы должны караться. Необоснованная самодеятельность может только помешать. Но легкие маленькие поблажки давать все же нужно. Не всякая инициатива наказуема, а лишь неуместная.
•Ротации в составе рейда могут быть вызваны совершенно различными причинами. И не стоит доводить их до ушей рейда. Потому что все люди разные, и воспринять причины адекватно смогут далеко не все. Хотя бы потому, что у каждого свое личное мнение, а картину рейда целиком мемберы увидеть не могут. Да и лучше оградить их от лишних волнений. Ушел человек и ушел, по собственному желанию. Хороший человек, просто реал утянул. А уж как там было на самом деле, какие истерики этот человек закатывал каждый вечер РЛу в приват по поводу консул-лута (из-за своей "обделенности") - неважно. Рейд должен считать, что они окружены хорошими и адекватными людьми.
Думаю, я смогла донести свою мысль. Свое имхо, подкрепленное фактами и опытом.
Грамотный РЛ должен вести свой рейд авторитарно, но адекватно. Никаких эмоций - только точный расчет и отличное знание и понимание тактик и возможностей своего рейда. Включая даже то, на чем обычно "тупит" тот или иной мембер.
Ведущий блога: Волчонка